Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 


Абсурдность сюрреалистического объекта
Непременной чертой сюрреалистического объекта является абсурдность. Причем понятия Абсурд и объект – эти два понятия в сюрреализме настолько сроднились, что между ними возникли такие отношения, при которых одно понятие может подменять другое. Вот и выходит, что если допустить что объект абсурден, то значит (на языковом и смысловом уровнях) это и есть объект. Такова, например, работа Джакометти, которая была создана им в 1931 г. Её смысловая и формальная неопределенность нашли свое отражение в названии «Неприятный объект». С сюрреалистической скульптурой связано много инновационного, что порождено базовой идеей «сюрреальности», а так же жгучим желанием выявить ее или обозначить в реальном пространстве. Отсюда идёт столь несвойственное для скульптуры, пристальное внимание скульпторов к стремлению передать внутреннюю форму, ощущение реального движения и времени. Это может быть трактовано как направление, ведущее к наглядной демонстрации выявлению смысла «сюрреальности», существующей параллельно с реальным миром и периодически разделяющей его временные состояния.

Скульптура, наряду с прочими видами сюрреалистического искусства, была всегда ориентирована на выявление глубоких психофизических процессов, которые протекают в человеческом подсознании. Это нашло свое отражение в сексуальной, инфантильной и садистской тематике скульптурных работ.

Скульптурные работы сюрреалистов, ориентированные на эмоциональный отклик, способствующий «освобождению», входили в теснейший контакт со зрителем, повергая его подчас в шоковое состояние.

Принципы сюрреалистической скульптуры, наследие которой обширно и многообразно, нашли свое дальнейшее развитие в «витализме» скульптур, созданных Генри Муром, в кинетическом искусстве, в ассоциативных сооружениях, созданных Луизой Буржуа, в поп-артовских скульптурах, которые явились плодом труда Клеза Ольденбурга. Сюрреалистический принцип, при котором в одном образе происходило смешения адского и человеческого, вызвал к жизни «монстров», созданных Михаилом Шемякиным.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы