Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 


Послевоенный период Альберто Джакометти
Альберто Джакометти, в послевоенный период, многими, в том числе Жене и Сартра, был отмечен в качестве выдающегося художника-экзистенциалиста. Тонкие фигуры автора, в бесконечном космическом пространстве, представлялись совершенно одинокими, создавая впечатление полной изолированности личности, что является отличительной чертой французского авангардизма. Данный аспект творчества Альберто Джакометти, писатель Франсис Понж очень красочно отразил в своей статье, опубликованной в 1951 году в Париже в «Cahiers d'Art» - «Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti». Франсис Понж писал, что человеческая особь…человек…свободная личность…Я…являются жертвой и палачом, добычей и охотником – одновременно…Одинокий человек…, человек, который утратил связь, находясь в полуразрушенном страдальческом мире, и пытается найти себя, начиная с нуля. Худой, измученный, изнуренный, обнаженный, блуждающий в толпе людей – человек без цели. Человек, который беспокоится о другом человеке, подверженному террору, тоже человеческому… Человек, который самоутверждается, в последнее время, в упрощенной, иератической позиции высочайшей элегантности. Франсис Понж с удивительной точностью и остротой характеризует творчество Джакометти того, послевоенного периода, сравнивает его с пафосом предельного измождения, личностью, которая утратила связь. Он сравнивает творчество художника с человеком, стоящим у столба своих противоречий, но который больше не является жертвой, потому что – сгоревший… Писатель продолжал, называя художника человеком, стоящим на мостовой, подобно расплавленному железу, который не в состоянии двигать свои тяжелые ноги… Человек горел на костре всегда, начиная Лораном, Майолем и греческой скульптурой! Это является неопровержимой правдой, что после Бодлера и Ницше, ускорилось разрушение человеческих ценностей. Палачи рыскали вокруг него и его ценностей, пытались проникнуть ему под кожу, чтобы накормить ненасытный огонь?

Но ведь человек, не только ничем не владеет, по сути своей, он является лишь своим «Я».

В скульптурных работах, рисунках и живописи зрелого Альберто Джакометти раскрывается загадка человеческого лица, проблема пространственной глубины, загадка фигуры человека – соотношение его массы и объема.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы