Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 


Куклы Ганса Беллмера
Соединять сочленения и суставы между собой, выжимая из шаров и радиусов вращения модель детских поз, двигаться по контурам ложбинок, испытывать эстетическое наслаждение от получаемых форм, создавать красоту человеческого тела, слегка деформируя ее, раскрывать робкие тайны маленьких девочек, вскрывая сокровенные глубины детских мыслей.

В немецком городе Карлсруэ в 1934 году, в частном издательстве, подпольно издается книга Hans Bellmer (Ханса Беллмера - 1902 – 1975), «Die Puppe» - «Куклы». В этой книге были опубликованы 10 фотографий необычных кукол, которые сконструировал художник. Они были собраны в форме живых картинок - tableaux vivants.

Ранее, с подачи Андре Бретона, в журнале парижских сюрреалистов «Минотавр», были опубликованы 18 фотографий кукол Беллмера. Автора необычных кукол в нацистской Германии причислили к представителям «дегенеративного искусства», в результате чего Беллмер вынужден был покинуть Германию, эмигрировав во Францию.

Свою первую куклу Беллмер начал создавать в 1933 году, при непосредственном участии Лотты Притцель – художницы по костюмам и кукольного мастера. Эту работу художник начал под влиянием нескольких событий, произошедших в его личной жизни. Во-первых: от своей матери, Беллмер получил посылку, в которой находились детские игрушки, что стало причиной его ностальгии. Во-вторых: огромное впечатление на Беллмера произвел просмотр оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха, в которой показана трагическая любовь Гофмана к кукле-автомату, принятой, под влиянием злых чар, за живую женщину, ошибка его раскрывается лишь в конце оперы. В-третьих, Беллмер влюбляется в свою юную кузину.

Работая над эротизированным вариантом деформированной куклы, Беллмер, тем самым свой замысел противопоставил «классическому» представлению «арийской» эстетики и здоровья в гитлеровской Германии.

На развитие кукольной темы в творчестве художника, повлияли несколько произведений, которые он прочел. Это «Фетиш» Оскара Кокошки, написанный в 1925 г. Книга «Образ и облик человеческого тела», психиатроа Пауля Шильдера из Австрии – 1935 г., а также книга «Образ нашего тела» психиатра Жана Лермитта из Франции – 1939 г. На протяжении нескольких лет художник изучает детское и женское тело. Он мешает конечности и органы, находя тонкие грани между механическим и живым, страстью и бесстрастием.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы