Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 



Евклидовая и неевклидовая геометрия в работах Эшера
В работе Эшера «Змеи» пространство показано еще в более странном виде. Здесь оно уходит в обе стороны в бесконечность - и в сторону центра окружности, и в сторону края окружности. Это демонстрируется уменьшающимися или увеличивающими кольцами.

Эшер интересовался и визуальными аспектами топологии (кроме особенностей неевклидовой и евклидовой геометрий). Посредством топологии изучают свойства поверхностей пространства и свойства тел. Они при сжатии растяжении и изгибе (деформации) не изменяются. Главное, чтобы деформация не приводила к разрыву. Топологи довольно часто изображают множество странных объектов, среди которых наиболее известной является лента Мебиуса, весьма часто встречающаяся во многих работах Эшера. Эта поверхность характеризуется тем, что она имеет всего одну сторону и ни одной кромки. При наблюдении за траекторией движения муравьёв на литографии под названием «Лента Мебиуса II», можно увидеть, что ползут муравьи по одно и той же поверхности ленты, а не по противоположным. Лист Мебиуса сделать весьма просто. Для этого надо взять всего лишь полоску бумаги и изогнув, склеить ее противоположные клеем.

Картинная галерея

Другим примером интересной литографии считается «Картинная галерея». В ней одновременно изменены и логика пространства и топология. Здесь можно рассмотреть мальчика, взирающего на картину. А на картине нарисован приморский город, в котором на берегу расположен магазин. В этом магазине есть картинная галерея, в которой стоит мальчик, смотрящий на картину, на которой изображен приморский город.

Для понимания Любую картину Эшера может понять внимательный и наблюдательный зритель, что требует особого внимания. Эшер удалось каким-то образом завернуть пространство в кольцо. При этом получилось, что мальчик одновременно находится и внутри картины, и вне неё. Секрет этого эффекта кроется в преобразовании изображения. Это можно понять при анализе карандашного наброска сетки, которым Эшер пользовался при создании картины. Интересно, что между линиями сетки расстояние увеличивается в направлении перемещения стрелок часов. Интересно и то, что хитрость картины основана на белом пятне в центре картины. Это пятно математики называют особой точкой или особым пятном, утверждая, что в этом месте пространства просто не существует. Этот участок картины невозможно изобразить без наложений и швов. А вот Эшер эту проблему решил путём размещения в центре картины своего автографа.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы